МБОУ "ЦО №15 "Луч"
г. Белгород
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ОВЗ:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 79).
    2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
    3. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
    4. Письмо Минобрнауки России от 16.01.2015 г ВК-333/07 "Об организации работы по  введению ФГОС обучающихся с  ОВЗ".
    5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3256-15)
    6. Приказ управления образования администрации года Белгорода от 14.09.2015 г. №1196 "Об организации работы по подготовке общеобразовательных учреждений к введению  ФГОС  обучающихся с ОВЗ".

    Меры поддержки

    Питание учащимся льготной категории.
    Питание учащимся льготной категории
    Питание Соцподдержка ОВЗ
           Организовано горячее питание обучающихся из социальнонезащищенных семей, исходя из режима работы общеобразовательногоучреждения, за счет субвенций областного бюджета, средств бюджетагородского округа «Город Белгород» по отрасли «Образование» из расчета:- обучающиеся из многодетных семей - 90,0 руб.;- обучающиеся из малоимущих семей - 90,0 руб.;- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 90,0 руб.;- дети-инвалиды - 90,0 руб.;- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - 90,0 руб.;- обучающиеся с расстройством аутистического спектра - 90,0 руб.;- учащиеся из семей, прибывших из Украины, Луганской НароднойРеспублики, Донецкой Народной Республики и проживающие в пунктахвременного размещения - 90,0 руб;- обучающиеся МКОУ ОШ № 30 - 120,0 руб.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Специально для Вас, на базе нашей школы, работает Консультационный центр по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Обратившись к нам, Вы получите бесплатную помощь специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога.

    Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ

    Основные направления деятельности социального педагога в Центре.

    1. Работа с семьями воспитанников:

    • педагогическое просвещение родителей;
    • повышение уровня родительской компетентности;
    • удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
    • изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

    2. Работа с педагогами:

    • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
    • удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
    • изучение факторов среды социального развития детей в образовательном учреждении.

    3. Работа с воспитанниками:

    • подгрупповая, индивидуальная диагностика воспитанников;
    • коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
    • участие в организации досуга детей.

    4.Взаимодействие с государственными и общественными структурами:

    • представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.

    5. Работа с документацией:

    • формирование информационного банка данных по работе с семьей;
    • разработка годового и учебно-тематического плана работы;
    • подготовка годовых и промежуточных отчетов;
    • пополнение методической копилки социального педагога.

    Организацию работы социального педагога по выделенным направлениям можно представить в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

    1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.

    Информационно - аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

    2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

    Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
    Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:

    1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития.

    Используются следующие формы взаимодействия с родителями:

    • лекции;
    • индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий Центра и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в Центре - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»;
    • информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Родителям о правах детей»;
    • листы - памятки для родителей и педагогов;
    • размещение информации на официальном интернет сайте Центра;

    2. Второе направление - продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения.

    • В рамках работы по этому направлению совместно с воспитателями групп используются такие формы, как родительские собрания, семинары - практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника», встречи с интересными людьми, приглашаются семьи неорганизованных детей на мероприятия Центра (например, акция «Здоровое питание дошкольников»). Проведение таких социально - значимых мероприятий для ребенка становится событием. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.
    • С педагогами Центра проводятся мероприятия с использованием

    3. Третье направление - взаимодействие с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска».
    Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к «группе риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными.

    План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска»

    3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.

    Третий блок направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).
    Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс - диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.
    Мониторинг освоения образовательной области.

    При необходимости по запросу социального педагога используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).
    Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

    Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

    Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов Центра.

    Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Содержание работы учителя-дефектолога исходит из цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.

    Содержание работы педагога подчинено следующим задачам коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:

    • Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
    • Составление индивидуальных комплексных программ;
    • Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
    • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
    • Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

    Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются:

    • Диагностическое
    • Коррекционное
    • Аналитическое
    • Консультативно-просветительское
    • Организационно-методическое

    Основной задачей диагностического направления можно считать выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

    Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.

    Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году.

    Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.

    Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей, педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

    Обследование детей проводится по следующим диагностическим методикам

    • Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
    • Основные направления коррекционно-развивающей работы:
    • сенсорное и сенсомоторное развитие;
    • формирование пространственно-временных отношений;
    • умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
    • нормализация ведущей деятельности возраста;
    • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
    • готовность к восприятию учебного материала;
    • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

    Аналитическое направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.

    Консультативно-просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.

    Информирование, индивидуальное консультирование.

    Родители детей с ОВЗ часто недостаточно владеют или отрицают информацию о нарушениях у ребенка. Основываясь на результатах диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист может помочь членам семьи составить план действий, направленных на получение необходимой помощи.

    Проведение открытых занятий, мастер-классов.

    Здесь педагог обучает родителей совместному взаимодействию с ребенком, специальным формам и методам работы с ним.
    Информационно-просветительская деятельность.

    Из опыта работ, можно сказать, что взаимодействие учителя-дефектолога с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со специалистом, выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью.

    Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Учебно-материальная база:

    Наименование

    Кол-во

    Площадь

    Классные комнаты

    49

    4240,54 м2

    Учебно-производственные и учебные мастерские

    4

    377,3 м2

    Спортивный зал

    2

    732,8 м2

    Малый спортивный зал для детей с ОВЗ

    1

    178,3 м 2

    Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицам с ОВЗ

    1. ИСОУ "Виртуальная школа" (www.vsopen.ru) - автоматизированная система управления образовательным процессом и документооборотом:

    - автоматизация основных управленческих процессов в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования;

    - осуществление аналитических и статистических, мониторинговых исследований по различным срезам базы данных; - электронный документооборот в сфере образования.

    1. ЭМОУ (http://mou.bsu.edu.ru/) - электронный мониторинг образовательных учреждений.
    2. СЭД «Сэлма»(https://selma.beluo31.ru) - система для использования и контроля электронного документооборота в школах города Белгорода.
    3. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru/).
    4. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru/).
    5. Корпоративная почта (https://mail.beluo31.ru)

    Все компьютеры в МБОУ ЦО № 15 объединены в локальную сеть и подключены к сети Интернет (40 Мбайт/с).

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie